v_vvedensky (v_vvedensky) wrote,
v_vvedensky
v_vvedensky

Category:

Интервью

Необычное.
Старинный приятель Сергей Попов писал диссертацию на злободневную тему: «Сетевая форма современной русской художественной литературы» и попросил меня ответить на несколько вопросов.


Валерий Введенский. Место проживания — Санкт-Петербург. Основная профессия — организация оптовой торговли и логистики продовольственных товаров. Литературным творчеством занимается с 2006 г.

В каких жанрах работаете?

Исторический (ретро) детектив. Автор детективных романов «Старосветские убийцы», «Сломанная тень», «Приказчик без головы».

Для какой аудитории пишете?

Издатель считает, что аудитория 16+. Ему виднее))) А если без шуток, то, конечно же, для поклонников детективов. А ещё мои романы могут заинтересовать любителей культурологической беллетристики, потому что кроме криминальной интриги в них достаточно подробно рассказывается о быте, нравах, обычаях, суевериях и предрассудках людей девятнадцатого века.

Есть ли обратная связь? Какая?

Это отзывы читателей на торговых площадках (Озон, Лабиринт, Литрес и т. д. ), пиратских ресурсах (Флибуста, Либрусек), специализированных форумах в Живом Журнале, Вконтакте и т. п. Те читатели, которым хочется пообщаться лично, приходят на мою страничку в ЖЖ http://v-vvedensky.livejournal.com/

Сколько лет знакомы с Интернетом? Нужен ли интернет современному писателю?

С конца девяностых. Современный писатель прежде всего современный человек. Интернет для него не роскошь, а необходимость: общение, покупка товаров и услуг, поиск информации, развлечение и много другое мы получаем с его помощью. Конечно, всегда может отыскаться оригинал, который Интернетом не пользуется. Но вряд ли он увидит свою книгу напечатанной. Ведь «рукописи» в издательствах читают теперь с мониторов, редактора общаются с авторами по электронной почте. Да и наборщиков в штате типографий давно уж нет.

Как вы лично как используете возможности Интернета?

Авторам исторических книг Интернет дает возможность, не выходя из дома, пользоваться ресурсами отечественных и иностранных библиотек. Множество изданий, в том числе периодика 19 века, различные справочные издания, давно оцифрованы, достаточно кликнуть мышкой… Опять же словари, Википедия и т. д.

С вашей точки зрения, является ли сетевая форма художественной формы «самиздатом»? Если да, то каковы позитивные и негативные стороны этого явления?

Интернет дал начинающему автору возможность найти своего читателя. В «досетевую» эру новичок был обречен обивать пороги издательств в тщетных попытках заинтересовать собой. Или же печататься за собственный счет. Теперь можно публиковаться и через блог, и через специальные ресурсы (Проза.ру, Стихи.ру и т. п. ) и даже выставить свою книгу для продажи через интернет-магазин («Ридеро»). Не секрет, что подобные сайты «мониторятся» серьезными издательствами и книги достигших там признания авторов «выходят» потом на бумаге (Соломатина, Минаев, Глуховской). И явление это вовсе не специфическое, а общемировое. Так, в 2012 году четверть купленных на сайте Amazon.сom книг были размещены непосредственно авторами (источник http://pro-books.ru/sitearticles/13993 ).

Но это вовсе не означает, что издательства вот-вот «умрут». Обыкновенному читателю просто не под силу отфильтровать достойные книги из потока графомании. По моему мнению, издательства постепенно превратятся в агентства по продвижению авторов. Не стоит забывать и о том, что хорошая книга обязательно должна побывать в заботливых руках редактора. Для автора роман — любимое дитя, ему тяжело удалять длинноты, сокращать тормозящие развитие сцены. Бывает, что и вкус литератору изменяет. Часто требуется и стилистику поправить, и убрать ситуационные описки (в качестве примера: дуэльный пистолет очередями не стреляет, его надо перезаряжать).

На уже упомянутом интернет-магазине Amazon. сom в прошлом году запустили проект Kindle Scout, в рамках которого самиздатовские «рукописи» проходят через два фильтра: первоначальный отбор осуществляют эксперты, окончательный — читатели-добровольцы. Получившим их общее одобрение книгам дается некий бюджет на продвижение и дополнительная реклама.

Нужна ли цензура для сетевой литературы?

Цензура — это позорище, рудимент и атавизм тех времен, когда правители пытались ввести единомыслие. И пресловутые возрастные категории следует отменить. Если им следовать, под запретом окажутся и «Колобок», и «Карлсон». И даже Библия! Сколько в ней жесткости и насилия. Если следовать логике охранителей, ребенок после прочтения «Муму» непременно утопит собаку, после «Преступления и наказания» размозжит голову старухе, а ознакомившись с «Этюдом в багровых тонах» уколется опием. Но я ведь этого не сделал. Надеюсь, что и они. Хотя уже сомневаюсь, иначе их рвение необъяснимо.

Вы лично чувствуете необходимость профессиональной экспертизы ваших произведений? В какой форме она могла бы быть?

Я пишу исторические романы, профессиональная экспертиза, конечно бы, не помешала. В работе мне помогают консультанты, а также коллеги-писатели, пишущие о тех же исторических периодах. Взаимодействие происходят по-всякому. Когда возникает какой-то конкретный вопрос, от которого зависит развитие сюжета, я прошу друзей подсказать ответ или источник (например, когда в дореволюционной России начинался учебный год). По окончанию романа отсылаю им на отзыв готовый текст.

Для каких авторов полезна сетевая форма литературы (имеющих профессиональный опыт, начинающих)? Кому она противопоказана?

Вероятно, имелась в виду «сетевая форма РАСПРОСТРАНЕНИЯ литературы»? Если да, то в первую очередь читателю. Из любой точки, где есть интернет, он может за несколько секунд скачать заинтересовавшую его книгу. Безусловно, Сеть помогает начинающим авторам. А вот авторы, которые печатаются, безусловно, потеряли в тиражах и, соответственно, в доходах. Многие авторы в настоящее время экспериментируют: имеет ли смысл выпускать печатную версию раньше электронной? или их надо выводить на рынок одновременно? Знаю случаи, когда известные авторы выкладывали новое произведение в сеть даже раньше выхода печатной книги.

Без сомнения полезна для «неформата», ведь напечатать стихи и рассказы сейчас почти невозможно. На сайтах многих издательств вывешены грозные предупреждения: «стихи и рассказы не присылать». Сетевая форма предоставила поэтам и «мелкотравчатым» прозаикам шанс быть услышанными.

Кому она противопоказана? Не знаю.

Являются ли конкурентами печатная и сетевая литературы? По каким линиям они конкурируют (успешность продвижения произведений, расширение читательской аудитории, достижение финансового успеха, др.)?

Самый сложный из вопросов. Конечно конкурируют. Как обычно, есть плюсы и минусы. Плюсы: начинающему автору Сеть дает возможность заявить о себе, Маститому — расширить аудиторию. Минусы: начинающий автора может так и остаться безвестным. Пойди его опус найди… Напечатанной книге найти читателя легче — в нее вложился издатель, ему надо эти деньги «отбить», поэтому издатель будет заинтересовывать магазины, вложится в рекламу и д. Для маститых авторов, повторюсь, электронная версия пока что приводит к потерям из-за действий пиратов.

Со времен Гуттенберга образованные люди поколениями собирали библиотеки, чтобы нужный том всегда был под рукой. Теперь сие бессмысленно — захотел вдруг перечитать Диккенса и уже через пару минут тридцать его томов закачаны в ридер или планшет. Да и хранить ее где, библиотеку? В наших квартирах особо не разгуляешься. А ещё пыль, которая скапливается в книгах… И самое главное — стоимость книг: покеты свыше ста рублей, твердый переплет — минимум двести. Купить электронную версию вдвое, а то и втрое дешевле. А ведь можно и не покупать, бесплатно скачать у «пиратов»…Отсюда падение продаж. Если раньше тираж ниже пяти тысяч экземпляров считался нерентабельным, то теперь редкая из книг издается большим тиражом. Экономический кризис усиливает негативные тенденции в книжной отрасли. Продажи падают даже в продовольственном ритейле, значит, кому-то уже и на еду не хватает, на книги тем более.

Вполне возможно, что художественная литература вообще скоро перестанет выходить на бумаге (за исключением дорогих подарочных изданий и книжек для малышей). Сроки? Не исключено, что самые ближайшие. Остается надеется, что бурное развитие технологии “печать по заказу» (print on demand) поможет «пережить» этот болезненный переход самым упертым поклонникам бумажных книг. Однако сразу (и очень остро) встанет вопрос контента.

Нет, подавляющая часть авторов, как писала, так и будет писать. Потому что литераторство для них просто хобби, ведь при нынешних тиражах «от двух до пяти» писательством не прожить (половину, а то и две трети от розничной цены забирает себе магазин; из остального надо вычесть стоимость бумаги, услуги типографии, зарплату редактора, корректора, верстальщика и художника, прибыль издательства и дистрибутора, налоги…автору достается совсем чуть-чуть).

А вот будут ли писать самые талантливые и самые раскрученные авторы? Их тиражи выше на порядок, что позволяет им жить исключительно с творчества (Акунин, Донцова, Пелевин, Сорокин, Маринина, Устинова, Улицкая и т. д. ). Согласятся ли они работать бесплатно (из-за пиратства продажи электронных копий в России близки к нулю)? Или появятся иные формы оплаты их труда (предварительный сбор гонорара по подписке)?

Многие авторы лелеют надежду, что проблему решит новый «антипиратский закон». Вряд ли… Со скачиванием музыки и фильмов он бессилен, а «стащить» книгу ещё проще, потому что в мегабайтах она «весит» значительно меньше.

Так что, весьма вероятно, сетевая литература скоро бумажную победит. Но выиграют ли от этого читатели?

Если в будущем сетевая форма литературы вытеснит печатную форму, будет это успехом или крахом художественной литературы?

А кто его знает? Если пиратство прекратится, будет успехом, потому что цена электронной версии дешевле, чем печатной. Но если пиратство не закончится, возможен и крах, коллапс, потому что многие ныне популярные авторы перестанут писать и публиковаться.

Оригинал http://rustoria.ru/post/valerij-vvedenskij-intervyu-s-pisatelem/
Tags: Интервью, мысль вслух
Subscribe

  • мух от котлет

    У нас ( по собственной глупости) завелись дрозофилы. Много. Летали, мешали, раздражали. Вчера купил зефир. Вкусный. Крем-брюле. Съели с женой по…

  • Загадки истории

    Журнальчик в метро прикупил. Заголовки один лучше другого. Ну про Гоголя, что он по отцу из рода Бульб, известно давно. А вот что по…

  • В помощь сценаристам и писателям

    Генератор случайных названий. "Километры догоревшей могилы" Как вам? Уже приступаю)))

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments